Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Подключаемся на различных этапах разработки и согласования


Полный перечень оказываемых компанией
услуг Подробнее →

Оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду или ОВОС является обязательной при возведении многих объектов. При этом инициаторами рассмотрения могут являться инвесторы, заинтересованные в безопасности будущих вложений.

Оценка воздействия на окружающую среду позволяет определить степень возможной опасности для окружающей среды и характер ожидаемых последствий еще до начала возведения объекта. Помимо этого, специалисты подготовят мероприятия (решения) по снижению негативного воздействия с учетом денежных затрат.

Функции ОВОС в механизме экологического права

Проведение ОВОС играет важную роль в экологическом праве, выполняя такие функции, как:

  1. Определение объектов окружающей среды, на которые будет оказываться воздействие объекта строительства.
  2. Выявление потенциального вреда окружающей среде до начала ведения хозяйственной или иной деятельности со стороны юридических лиц и ИП.
  3. Разработка мер снижения вреда окружающей среде на основании подготовленных материалов.

В том случае, если проектная документация направляется на государственную экологическую экспертизу, ОВОС является одним из основных правовых средств для учета и выполнения требований по охране окружающей среды.

Принципы оценки воздействия на окружающую среду

Некоторые руководители объектов хозяйственного назначения, стараясь сэкономить, урезают финансирование программ, направленных на улучшение экономических показателей. Рассматриваемая процедура позволяет ограничить подобные действия и работает на основании нескольких принципов:

  1. Демократичность.

В оценке наносимого вреда может участвовать любая общественная организация или частное лицо. Поэтому при проведении работ необходимо проводить информирование людей о проводимых мероприятиях.

  1. Прозрачность.

Информация, получаемая в ходе работы специалистов, является общедоступной. Получить подробный отчет об экспертизе могут не только компании, но и частные лица.

  1. Надежность.

Изначально все объекты расцениваются как потенциально опасные. На каждом этапе работ действия специалистов согласуются с действующими нормами и законодательными актами.

  1. Определенность.

При рассмотрении учитывается не только конкретный вид воздействия на окружающую среду, но и их суммарное влияние. Таким образом результатом работ являются однозначные выводы.

  1. Рентабельность.

Стоимость экспертизы зависит от размеров рассматриваемого объекта. При этом конечная цена работ может составлять 1-3 % от общей суммы, затраченной на проектные работы.

  1. Гибкость.

При разработке оценки воздействия на окружающую среду рассматриваются не только прямые, но и альтернативные варианты развития предприятия. Благодаря этому, в случае признания объекта критически опасным, у владельца будет возможность скорректировать деятельность, снизив негативное влияние.

  1. Практичность.

Выводы, полученные в ходе проверки, учитываются при дальнейшем строительстве. Требования ОВОС являются обязательными к исполнению не только во время возведения, но и на протяжении дальнейшей работы организации.

Таким образом проект оценки воздействия на окружающую среду позволяет учитывать мнение всех сторон, предоставляя наиболее выгодный вариант как с экономической, так и с экологической точек зрения.

Нормативные акты

Основным законодательным документом, регулирующим ОВОС, является Приказ Госкомэкологии Российской Федерации № 372. В законодательном акте изложены основные положения об оценке воздействия на окружающую среду, а также важные аспекты данной процедуры, включая перечень проводимых работ и этапы проведения.

Также экспертиза может регулироваться местными законодательными актами, действующими в регионе, где запланировано возведение объекта. Главным условием для таких изменений являются рамки основного законодательного документа.

Участники ОВОС

В оценке воздействия на окружающую среду могут принимать участие несколько сторон, каждая из которых выполняет свою функцию:

  1. Заказчик.

Подготавливает проектную документацию и в дальнейшем утверждает ее. В обязанности заказчика входит работа с общественностью, а также контроль за выполнением требований, поставленных природоохранным законодательством.

  1. Исполнитель.

Проводит экспертную оценку на основании предоставленных и полученных данных. Производит контроль действий других участников процесса оценки, а также оформляет документы, полученные в результате экспертиз.

  1. Общественность.

Высказывает свою точку зрения, основываясь на предоставленном проекте. Принимает участие в общественных слушаниях, проводит оценку предварительных материалов ОВОС, составленного исполнителем ОВОС и вносит предложения к окончательному варианту оценки воздействия на окружающую среду.

  1. Органы власти.

Проводят рассмотрение предоставленных документов и принимают те или иные решения. Определяют границы территории, на которой проводится проверка. Предоставляют лицензии на конкретные действия, а также организуют связь с общественностью путем передачи огласке необходимой информации.

Все стороны процесса должны работать слаженно, что позволит ускорить процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Когда необходимо проведение

Получение ОВОС необходимо в случаях, если организация намеревается возвести объект на землях, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий. Помимо этого, документация потребуется для:

  • объектов, подвергаемых поэтапной проверке;
  • сооружений, чья проверка инициирована общественными организациями или гражданами.

Оценка воздействия на окружающую среду потребуется в полном объеме для:

  1. Нефтеочистных предприятий.
  2. Установок с тепловой мощностью, превышающей 300 МегаВатт.
  3. Предприятий, связанных с ядерным топливом.
  4. Доменное производство.
  5. Химические комбинаты.

Также процедура осуществляется при постройке автотрасс. В данном случае проводится оценка воздействия на окружающую среду автотранспорта.

Наличие ОВОС необходимо при получении разрешения на строительство. Подготовленный проект оценки воздействия на окружающую среду послужит доказательством всестороннего рассмотрения рисков для окружающей среды.

Этапы ОВОС

ОВОС производится квалифицированными специалистами и может занимать разные интервалы времени, в зависимости от объекта строительства. Такая длительность выполнения зависит от множества нюансов данной процедуры, разделить которую можно на несколько основных этапов.

1.       Выбор специалистов

Одним из основных этапов оценки воздействия на окружающую среду является правильный подбор специалистов. При этом важно собрать как можно больше информации о будущих партнерах. Особое внимание следует уделить опыту и квалификации экспертов.

2.       Разработка проекта технического задания

После выбора компании составляется техническое задание, на основании которого будет вестись дальнейшая процедура оценки воздействия на окружающую среду. В данный документ следует внести основания проведения ОВОС, а также цели и задачи, поставленные перед экспертами.

3.       Анализ компонентов окружающей среды в районе будущего строительства

При анализе составляется описание состояния среды на прилегающей территории с учетом нескольких факторов, включая:

  • климатические особенности;
  • состав и состояние грунта;
  • структура и состав слоев пород с оценкой сейсмической активности;
  • характеристики подземных и поверхностных водных объектов;
  • состояние флоры и фауны.

Данные собираются из различных источников, от исследований до доступных печатных изданий.

4.       Сбор полученной информации для дальнейшей оценки

После сбора необходимой информации специалисты проводят всесторонний анализ возможного влияния объекта в районе строительства. При этом дается покомпонентная оценка для почвы, воздуха, воды и вреда животным и растениям. Особое внимание уделяется долгосрочным прогнозам негативного воздействия при нештатных ситуациях.

5.       Экспертиза предполагаемого воздействия на окружающую среду

Полученные данные позволяют специалистам-экологам разработать альтернативные решения, которые смогут снизить вредное воздействие с минимальными финансовыми издержками. При этом учитываются не только пожелания клиента, но и действующее природоохранное законодательство.

6.       Предложение вариантов минимизации загрязняющих факторов

На основании приведенных фактов эксперты представляют варианты, позволяющие снизить вредное воздействие. В их число могут входить:

  • совершенствование уже существующих систем очистки;
  • предложение новых способов борьбы с загрязнениями с учетом финансовой составляющей и предполагаемого результата;

Также предлагаются меры возможной компенсации вреда, нанесенного вследствие работы предприятия.

7.       Предоставление готового проекта

Основанием для составления итогового варианта ОВОС является наличие проведенных исследований, замечаний и предложений от возможных участников процесса. Окончательный вариант материалов вместе с остальной проектной документацией передается на государственную экологическую экспертизу.

В проекте необходимо указать максимальное количество информации о будущем объекте, в том числе:

  • предполагаемую деятельность;
  • концепцию организации зданий на территории;
  • обоснования возведения на указанном участке.

В некоторых ситуациях материалы также могут потребоваться для проведения общественной экспертизы.

Готовый отчет экспертов должен содержать наиболее полную информацию о проведенных мероприятиях. Для этого специалисты должны обладать достаточными знаниями в природоохранном законодательстве. Именно поэтому разработку проекта лучше всего доверить нашей компании.

Работа с общественностью

Перед началом проведения ОВОС необходимо провести работу не только с властью. Помимо этого, следует убедить общественность и заинтересованные стороны в том, что предлагаемый проект является полностью безопасным, а его эксплуатация не нанесет серьезного вреда экологии.

Важно указать на наличие всех необходимых мер для максимального снижения воздействия на окружающую среду. Общественность должна принимать участие в обсуждении материалов, поскольку это является важной частью ОВОС. Освещать людей о намечаемых действиях можно через СМИ и другие источники информации.

Порядок проведения общественных слушаний изложен в Приказе Госкомэкологии № 372. Нормы действия также могут регулироваться местными законодательными актами. Результатом общественных слушаний должен стать составленный протокол, который необходимо приложить к проекту ОВОС при прохождении экспертизы.

Проведение данного этапа необходимо подвергать жесткому контролю со стороны застройщика путем привлечения независимых экологов. Это необходимо по причине возможного сомнения в законности протокола из-за нарушения порядка слушаний, а также наличия противников возведения объекта.

Можно ли ускорить процесс?

Оценка воздействия на окружающую среду требует тщательного подхода, отчего данная процедура может занять довольно длительный временной промежуток. Ускорение процесса за счет сокращения внимания к деталям может привести к неприятным последствиям. Однако решить данную проблему все же можно, достаточно воспользоваться несколькими простыми советами:

  1. Документы.

Своевременное предоставление полного пакета документов проектной организации позволит экспертам сразу же приступить к проведению оценки воздействия, без потери времени на ожидание исходных данных.

  1. Дополнительные услуги.

Многие компании предлагают дополнительные услуги, в рамках которых специалисты выполняют смежные задачи, что повышает эффективность процедуры без потери качества. Комплексное проведение работ займет значительно меньше времени.

Помимо этого, Вы можете воспользоваться услугой экспресс-оценки, для участия в которой отбираются только лучшие специалисты. Стоимость такой экспертизы несколько выше, зато сроки проведения работ минимальны.

Необходимые документы

Чтобы разработка проекта ОВОС прошла в соответствии с действующим законодательством, потребуется подготовить ряд важных документов:

  • Копия постановления Главы Администрации для начала проектирования;
  • Свидетельство о гос. регистрации прав на аренду земли для составления проекта;
  • Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству;
  • Акт комиссии по выбору земельного участка под возведение объекта;
  • Справка НИиПИ Генплана об интенсивности движения транспорта на магистралях, прилегающих к району возведения объекта;
  • Заключение Роспотребнадзора по проектам возведения и санитарно-защитной зоны сооружений;
  • Результаты проведенных экологических и инженерно-геологических изысканий;
  • Справка о наличии вредных веществ и их концентрации на территории возведения объекта;
  • Краткая справка о климатических характеристиках района.

Также потребуется ряд актов и технических условий природоохранного характера, полный список которых Вы сможете получить от наших специалистов.

Ответственность за отсутствие ОВОС

Ответственность за реализацию или финансирование проектов, не прошедших государственную экологическую экспертизу, выражается в штрафных санкциях, размеры которых зависят от статуса нарушителя:

  • гражданам придется отдать сумму, равную 10-15 МРОТ;
  • должностные лица будут обязаны оплатить 30-50 МРОТ;
  • юридическим лицам грозит наказание в размере от 400 до 500 МРОТ.

Помимо этого, отдельное наказание предусмотрено для случаев, когда возведенный объект ведет деятельность, не соответствующую нормам, указанным в действующей документации с положительным заключением комиссии. В данном случае размеры штрафов будут соответствовать предыдущим показателям.

Стоимость проведения

Помощь специалистов в составлении плана ОВОС позволит избежать значительных штрафов. При этом стоимость процедуры составляется индивидуально и напрямую зависит от нескольких факторов, включая:

  • место расположения будущего объекта;
  • размеры предполагаемого предприятия;
  • деятельность организации;
  • поставленные сроки.

Чтобы точно определить стоимость будущих работ, Вы можете проконсультироваться с нашими специалистами. Для этого достаточно связаться с нами наиболее удобным для Вас способом.

Нормативная документация

Специалисты компании «Экомодель» имеют положительный опыт разработки экологической документации и готовы помочь в реализации проектов любой сложности

Информация на сайте не отвечает на Ваш вопрос?

По дополнительным вопросам Вы можете связаться с нами

Контакты ↗